[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 1 из 11
Форекс форум трейдеров рынка forex » Финансовые активы » Инвестиции » Как открыть собственный инвестиционный фонд (Всё о фондовом рынке)
Как открыть собственный инвестиционный фонд
ForInvestДата: Вторник, 02.06.2015, 17:19 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 48
Репутация: 0
Статус: Offline
Свой фонд за рубежом

Создание собственного инвестиционного фонда за рубежом – привлекательная возможность для финансового бизнеса. Однако сделать это не так-то просто: деятельность фондов даже в офшорных зонах подлежит государственному регулированию.

Примерная структура офшорного инвестиционного фонда



Тот, кто имеет более или менее успешный опыт инвестирования за рубежом собственных средств (работа на фондовых рынках и т.п.), нередко приходит к мысли о привлечении к инвестиционным операциям средств других лиц. Действительно, объединение средств инвесторов в большой пул, как правило, дает возможность вложения денег на гораздо более выгодных условиях (не говоря уже о возможном менеджерском вознаграждении). Это и есть основная причина существования инвестиционных фондов.

Где же лучше создавать фонд, предназначенный для зарубежных инвестиций?

Законодательство о подобных структурах существует в большинстве стран мира, включая не только налогооблагаемые страны, но и основные офшорные зоны; ввиду налоговых соображений в мировой практике весьма распространено создание фондов именно в офшорных зонах.

Есть, однако, одна загвоздка. Поскольку деятельность фонда затрагивает интересы более или менее широкого круга инвесторов, она подлежит регулированию со стороны государства его регистрации. К счастью, во многих офшорных зонах это регулирование довольно мягкое и обычно сводится к тому, что фонд должен получить разрешение властей на свою деятельность (для чего необходимо подтвердить документально добропорядочность его учредителей и профессионализм менеджмента) и затем подавать отчетность по установленной законом форме. Сама же инвестиционная деятельность фонда практически не регулируется, что дает возможность вкладывать средства в самые разнообразные инструменты, в чем инвестиционные фонды на «большой земле» обычно весьма ограничены. Основная же проблема состоит в подтверждении профессионализма менеджмента (о чем чуть ниже).
Благодаря свободе выбора инвестиционной политики офшорные инвестиционные фонды потенциально способны демонстрировать более высокие результаты, чем «обычные». Пожалуй, абсолютный рекорд принадлежит знаменитому фонду «Квантум» Джорджа Сороса (Нидерландские Антильские острова), который на протяжении своей более чем тридцатилетней истории (1969-2000 гг.) приносил инвесторам в среднем 31% в год. Таким образом, инвестор, изначально вложивший в фонд 100 тысяч долларов, в конце его истории мог бы получить более 400 миллионов. Впрочем, большие потенциальные доходы сопряжены, естественно, и с большим риском для инвесторов: в случае коммерческой неудачи, пусть даже не связанной с мошенничеством, можно потерять не только дивиденды, но и основную сумму вклада.

Выбор юрисдикции

Существует не так уж много юрисдикций, которые предоставляют относительно мягкие условия для создания и деятельности инвестиционных фондов. Прежде всего к ним можно отнести Британские Виргинские острова (БВО), Бермудские острова, Каймановы острова, Маврикий. Маврикий – бывшая британская колония, а остальные три юрисдикции и в настоящее время - британские заморские территории (современный политкоррекный термин для обозначения колоний), поэтому законодательство всех их в целом следует британской модели, хотя и с существенными различиями. Маврикийский фонд, в отличие от остальных, облагается налогом по ставке 3%, но взамен имеет возможность пользоваться налоговыми соглашениями Маврикия.В принципе возможно создание офшорного фонда и в некоторых других юрисдикциях, в частности, на Гернси или Джерси (Нормандские острова), где регулирование несколько жестче, а также в Ирландии или Люксембурге, где оно, как легко догадаться, еще интенсивнее (хотя и гораздо мягче, чем в других «неофшорных» юрисдикциях).Законодательство различных стран в отношении инвестиционных структур может существенно различаться, в том числе различаются даже их юридически точные названия. Мы обобщенно называем все подобные структуры «инвестиционными фондами», хотя на БВО и Каймановых островах они называются «взаимными фондами», на Бермудах – «коллективными инвестиционными схемами», а на Маврикии – «инвестиционными компаниями».Есть, впрочем, одна общая черта: как правило, фонды, привлекающие средства широкой публики, контролируются более тщательно, чем те, которые предназначены для привлечения средств узкого круга профессиональных инвесторов. Конкретная классификация, терминология и детали регулирования различных типов фондов существенно различаются по юрисдикциям. На БВО фонды делятся на частные, профессиональные и публичные, на Каймановых островах – на частные и регулируемые, на Бермудах – на стандартные, институциональные и признанные схемы, а на Маврикии нет разделения инвестиционных компаний по категориям.В разных странах предъявляются весьма различные требования к «локализации» фонда по месту его регистрации. Так, законы БВО и Каймановых островов допускают вынесение, по сути, всей его содержательной деятельности за пределы самой юрисдикции. А вот на Маврикии, напротив, фонд непременно должен вести существенную часть работы на месте: обязательно назначение местных директоров, секретарей, администраторов, хранителей и аудиторов, с ограниченными возможностями делегирования полномочий. Эти требования – своего рода плата за возможность пользоваться налоговыми соглашениями Маврикия. К счастью, инвестиционные решения могут приниматься за пределами Маврикия. Бермуды также предъявляют к фондам некоторые «местные» требования, но менее жесткие, чем на Маврикии.Любопытной альтернативой является Андорра - страна, расположенная в центре Европы и располагающая прекрасной законодательной базой, которая дает возможность находить творческие и безопасные способы решения проблем, надежно защищая инвесторов с одной стороны, а с другой – предоставляя инвестору значительную свободу и гибкость инвестиционной политики. Пожалуй, именно фонды в Андорре можно признать наиболее гибким из подобных инструментов.

Проблемы лицензирования

Итак, инвестиционный фонд – регулируемая структура. Но фактически во многих офшорных зонах регулируется деятельность не самого фонда, а его управляющего (менеджера). Как правило, менеджер фонда должен получить лицензию или иное разрешение на свою деятельность в стране регистрации фонда. При этом менеджер несет ответственность перед инвесторами за правильное инвестирование средств фонда, следовательно, должен осуществлять личный контроль его инвестиционной деятельности.В принципе, у создателей фонда есть два варианта. Во-первых, они могут получить лицензию на своего управляющего (свою управляющую компанию). Во-вторых, они могут договориться с действующим лицензированным менеджером (внешней управляющей компанией) о сотрудничестве по управлению создаваемым фондом.Следует учитывать, что получение лицензии – не формальная процедура, сводящаяся к сдаче экзаменов и т.п. Даже в офшорных зонах получить лицензию для человека, не являющегося действующим профессионалом по управлению фондами, практически невозможно. Требования к управляющему обычно включат как наличие необходимой квалификации (образование, опыт работы), так и то, что относится к деловой этике (рекомендации, отсутствие судимости). При создании своей управляющей компании лицензирующим органом предъявляются аналогичные требования к квалификации и репутации ее должностных лиц. Для получения лицензии необходимо также подтвердить наличие необходимой материальной базы (денежные средства, оборудование, помещение).При этом надо учитывать, что российский опыт работы и образование может приниматься во внимание, но, как правило, не является достаточным. На практике получение лицензии на собственную управляющую компанию возможно лишь при привлечении сертифицированного западного специалиста. Сертификация на западе собственного представителя (специально под создаваемый фонд), как правило, нереальна. Дело в том, что сертификация (например, в США или Канаде) – это мучительный многолетний процесс, включающий непременный опыт работы в местной инвестиционной компании.Отсюда вывод: для получения лицензии на собственную управляющую компанию необходимо договариваться о приеме на постоянную работу в этой компании западного сертифицированного специалиста. Условия его привлечения – особый разговор, но зарплата маленькой не будет.С другой стороны, можно поручить руководство фонда существующему профессиональному менеджеру. Есть множество сертифицированных менеджеров, готовых управлять фондами за соответствующую оплату. Ставки обычно в процентах от суммы чистых активов фонда (порядка 1% в год). Управление происходит согласно подготовленному учредителем инвестиционному меморандуму и, возможно, его рекомендациям, не имеющим, однако, юридической силы.Проблема в этом случае состоит в том, чтобы обеспечить активное участие учредителя в управлении средствами фонда. Увы, в общем виде эта задача неразрешима. Инвестиционную деятельность фонда по закону контролирует именно его управляющий. Однако возможны индивидуальные договоренности, при которых оперативное управление делегируется представителю учредителей, а управляющий контролирует соответствие их действий инвестиционному меморандуму.Вывод: при невозможности получить лицензию управляющего на собственную компанию необходимо искать лицензированного менеджера и договариваться на индивидуальной основе о возможности и степени участия учредителей фонда в управлении активами.Таким образом, ключевой вопрос, который необходимо решить при создании фонда – вопрос менеджмента. Если учредитель желает осуществлять управление самостоятельно, он должен предоставить государству, в котором фонд создается, удовлетворительные доказательства своей порядочности и профессиональной пригодности. Если учредитель желает доверить управление фондом профессионалам, он не должен ожидать, что ему «дадут порулить» средствами фонда без наличия очень специальных на то договоренностей.

Зарубежный фонд в качестве международного холдинга

По мере того как российский бизнес все более приобретает международный характер, растет потребность российских предпринимателей в построении международных холдинговых структур. Под международными холдингами мы понимаем группы компаний, связанные отношениями взаимного владения и контроля, в состав которых входят юридические лица из разных государств.Создание именно холдинговой структуры из множества компаний, а не единой компании со многими филиалами, обычно диктуется необходимостью упорядочения организационной структуры и финансовых потоков. Создание именно международного холдинга может обусловливаться тем, что часть активов или часть акционеров находится за границей, а также соображениями оптимизации налогообложения или сохранения конфиденциальности владения, желанием выйти на зарубежные финансовые рынки (IPO за границей) и др.Естественно, основным элементом холдинговых схем являются компании (общества, в континентально-европейской терминологии). Это могут быть как компании в налогооблагаемых странах (например, в Нидерландах), так и в офшорных зонах (например, на Британских Виргинских островах). Однако в ряде случаев для «холдингостроения» могут использоваться и более экзотические элементы. Одним из таких возможных элементов является фонд. Это может быть как некоммерческий, так и инвестиционный фонд.В настоящей статье мы рассматриваем возможность использования разных видов фондов в качестве элемента холдинговой конструкции. Мы приходим к выводу о том, что в определенных случаях такое использование возможно и желательно, но есть и существенные ограничения на использование фондов в таком качестве.Некоммерческие фонды и инвестиционные фонды
Прежде всего, следует иметь в виду, что русскоязычный термин «фонд» может означать одно из двух существенно различных понятий.Во-первых, фонд может пониматься как некоммерческая организация без членства (семейный фонд, благотворительный фонд и т.д.). В российском праве фонды в этом смысле слова описаны в разделе ГК РФ о некоммерческих организациях. и в соответствующем специализированном законодательстве. Англоязычный вариант этого термина – foundation.Суть этой организационно-правовой формы (характерной для стран гражданского права) состоит в том, что учредитель фонда или его вкладчики передают фонду некоторые активы для владения и управления этими активами в интересах бенефициаров фонда либо для достижения каких-либо других целей (например, благотворительных). Управление активами осуществляется руководством фонда. Бенефициары, вообще говоря, не имеют права голоса в управлении. Эта правовая конструкция во многом напоминает концепцию траста, характерную для стран общего права (права британского типа). Однако, в отличие от траста, фонд является отдельным юридическим лицом.В континентальной Европе широко распространено использование фондов (в данном смысле слова) для владения, например, семейными активами. В холдинговых схемах фонды нередко используются для обеспечения конфиденциальности владения, защиты активов и решения проблем наследования. Стоимость создания и поддержания такого фонда, как правило, сопоставима со стоимостью создания и поддержания обычной компании в той же юрисдикции.Во-вторых, фонд может пониматься как инвестиционный инструмент, предназначенный для аккумулирования и последующего инвестирования средств более или менее широкого круга вкладчиков (инвестиционный фонд, взаимный фонд, хеджевый фонд и т.д.). В российском праве фонды в этом смысле слова описаны в специализированном законодательстве об инвестиционных фондах. Англоязычный вариант этого термина – fund.Организационно-правовые формы фондов (в этом смысле слова) довольно разнообразны и зависят от юрисдикции. В странах гражданского права инвестиционный фонд обычно понимаются как имущественный комплекс, находящийся в доверительном управлении управляющей компании, но иногда фонд создается в виде акционерного общества. В странах общего права инвестиционный фонд может создаваться в виде коммандитного товарищества или паевого траста, иногда – в форме компании. Инвестиционный фонд, таким образом, может являться, а может и не являться отдельным юридическим лицом. Отметим, что вкладчики фонда, как правило, не имеют права голоса в управлении фондом.Такой фонд – прежде всего инвестиционный инструмент. В связи с тем, что его деятельность затрагивает интересы целого круга инвесторов, деятельность инвестиционного фонда (даже офшорного) подлежит государственному регулированию. Как правило, необходимо получение лицензии либо для самого фонда, либо для его управляющей компании. В связи с этим создание и поддержание инвестиционного фонда – довольно затратное мероприятие (как минимум, на порядок выше стоимости обычной компании).Иногда инвестиционные фонды используются и в качестве инструмента владения в холдинговых схемах. Как правило, это происходит в тех случаях, когда необходимо сохранить конфиденциальность бенефициаров и создать благоприятный имидж владельца активов (такой фонд может находиться под управлением респектабельной управляющей компании или банка). Тогда фонд лишь формально является инвестиционным, поскольку его основное назначение – простое владение активами.С другой стороны, если привлечение средств широкого круга инвесторов в данный коммерческий проект является одной из основных задач создания холдинговой структуры, то именно инвестиционный фонд может оказаться единственно адекватным инструментом для юридически безупречного привлечения таких средств. Это неудивительно, так как такое привлечение и есть основная функция фонда по законодательству об инвестиционных фондах любой страны.

Положительные и отрицательные стороны
Как уже упоминалось, одной из классических функций некоммерческого фонда является решение задач наследования. Другая классическая функция - защита активов: права бенефициара на получение средств от некоммерческого фонда никак не могут быть изъяты по иску к этому бенефициару. Кроме того, функциями фонда могут являться обеспечение конфиденциальности владения и обеспечение благоприятного имиджа.Что касается конфиденциальности, оба типа фондов (некоммерческий и инвестиционный) обеспечивают довольно высокий уровень конфиденциальности. Информация о бенефициарах некоммерческого фонда и вкладчиках инвестиционного фонда, как правило, не подлежит раскрытию государственным органам и не является публично доступной. Вместе с тем эта информация, разумеется, имеется у руководства фонда и в принципе может быть раскрыта по законному запросу государственного органа (обычно требуется решение местного суда).Если бенефициарами или вкладчиками фонда являются компании (тем более офшорные), то руководство фонда обязано получить сведения об их конечных бенефициарах в соответствии с законодательством против отмывания капиталов (в настоящее время это законодательство в основных чертах одинаковое в большинстве стран мира).Что касается благоприятного имиджа, то это понятие во многом субъективное. Некоммерческий фонд имеет смысл создавать в безналоговой зоне, такой как Лихтенштейн или Панама. В противном случае фонд может попасть под местные налоги или под жесткое государственное регулирование. Имидж панамского фонда, пожалуй, ничем не лучше имиджа простой панамской компании. Примерно то же можно сказать о Лихтенштейне, но имидж его юридических лиц в целом выше имиджа «классических» офшоров.Имидж инвестиционного фонда обеспечивается не столько местом его регистрации, сколько респектабельностью управляющей компании. (Фондовые менеджеры мирового уровня обычно имеют под своим управлением множество фондов, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях.) Имидж частного инвестиционного фонда на Каймановых островах (не требующего лицензированного менеджмента), вообще говоря, немногим выше имиджа простой офшорной компании. С другой стороны, имидж офшорного инвестиционного фонда, находящегося под управлением, скажем, респектабельного банка, может быть весьма высоким.Теперь об отрицательных сторонах фондов. Важнейшим недостатком обоих типов фондов является то, что юридически их бенефициары или вкладчики не имеют, вообще говоря, никаких прав на управление фондом. Это фундаментальное свойство юридической конструкции как некоммерческого фонда, так и инвестиционного фонда: этим они и отличаются от обычной компании или акционерного общества. Отчасти этот недостаток может быть нивелирован заключением дополнительных соглашений или достижением неформального взаимопонимания с руководством фонда, участием бенефициара в наблюдательном совете некоммерческого фонда и т.п. (в зависимости от юридической структуры самого фонда). Вместе с тем следует понимать, что такие приемы не носят абсолютного характера, и передача активов фонду всегда означает частичный отказ от контроля над активами для целей защиты конфиденциальности.Связанный с этим недостаток – проблемы с механизмом принятия решений при наличии нескольких бенефициаров. Если инструментом владения является не фонд, а обычная компания (акционерное общество), то решения принимаются акционерами на основании соответствующего корпоративного законодательства и уставных документов компании (как правило, голосованием на общем собрании). Законодательство о некоммерческих, а равно и инвестиционных фондах, как правило, не предусматривает подобных прав для бенефициаров или вкладчиков фонда. Активы находятся под более или менее безраздельным юридическим контролем руководства фонда. Даже если между руководством фонда и бенефициарами имеется соглашение о том, что руководство фонда следует инструкциям бенефициаров, вопрос выработки и доведения до руководства фонда согласованной позиции бенефициаров остается открытым. В случае разногласий между бенефициарами юридическая ситуация может оказаться просто тупиковой.Наконец, недостатком можно считать и стоимостные соображения. Стоимость создания и подержания некоммерческого фонда относительно невелика (сопоставима со стоимостью компании в той же юрисдикции), но стоимость инвестиционного фонда обычно минимум на порядок выше, к тому же его создание обычно требует значительных организационных усилий.

Какой фонд выбрать?
Какой из двух типов фонда предпочтительнее в качестве холдингового инструмента? Ответ зависит от того, с какой, собственно, целью фонд используется. Если речь идет о добавлении еще одного звена в цепочку владения для обеспечения большей конфиденциальности и некоторого улучшения имиджа, можно использовать некоммерческий фонд, но можно и инвестиционный фонд, желательно в наименее регулируемом варианте. Если основная задача состоит в обеспечении благоприятного имиджа для владения очень крупными активами, то можно рассматривать создание инвестиционного фонда под управлением респектабельной профессиональной организации. Следует учитывать, что создание инвестиционного фонда обычно сопряжено с серьезными расходами на оплату услуг лицензированных менеджеров и администраторов фонда.
Какова оптимальная юрисдикция для создания фонда? Если речь идет о создании некоммерческого фонда, выбор определяется относительным весом соображений имиджа и стоимости. При этом спектр юрисдикций довольно узок, так как очень мало стран гражданского права предоставляют безналоговые режимы для (нерегулируемых) некоммерческих фондов.
Если речь идет о создании инвестиционного фонда, речь может идти не столько о выборе юрисдикции регистрации самого фонда, сколько о выборе управляющей компании для этого фонда. Это отдельный и непростой вопрос. Альтернативный вариант – выбор юрисдикции, где не нужен лицензированный менеджер, но такой инвестиционный фонд фактически лишен имиджевых преимуществ.
Таким образом, нет варианта, подходящего для всех случаев. Рассмотрим несколько альтернатив с описанием их относительных достоинств и недостатков. Мы рассматриваем лишь безналоговые варианты фондов.

1. Панамский некоммерческий фонд (Fundación de Interés Privado)
Панама – юрисдикция гражданского права, имеющая законодательство о некоммерческих фондах. Панамские фонды довольно широко используются в качестве инструментов владения, альтернативных обычным офшорным компаниям. Не составляет труда достичь договоренности о делегировании управления от номинального руководства фонда к бенефициарам. Конфиденциальность – высокая. Имидж мало отличается от имиджа обычной панамской компании.

2. Некоммерческий фонд на Нидерландских Антильских островах (Stichting)
Нидерландские Антильские острова – автономная территория в составе Королевства Нидерландов, юрисдикция гражданского права, имеющая законодательство о некоммерческих фондах. Антильские фонды довольно редко используются в холдинговых схемах. Возможно делегирование управления от номинального руководства фонда к бенефициарам. Конфиденциальность – высокая. Имидж мало отличается от имиджа обычной офшорной компании.

3. Лихтенштейнский некоммерческий фонд (Stiftung)
Лихтенштейн – юрисдикция гражданского права, имеющая законодательство о некоммерческих фондах. Лихтенштейнские некоммерческие фонды широко используются европейцами в качестве инструментов владения и защиты активов. Ответственность местного руководства фонда по закону высока, ввиду чего невозможно автоматическое делегирование прав управления бенефициарам. Конфиденциальность – высокая. Имидж аналогичен имиджу обычной лихтенштейнской компании, что, впрочем, выше имиджа панамсокй компании. Стоимость также существенно выше.

4. Инвестиционный фонд на Каймановых островах ("Private” Mutual Fund)
По законодательству Каймановых островов, «частным» считается фонд, который имеет не более 15 инвесторов, большинство из которых имеют право назначать и смещать оператора фонда. Частный фонд не подлежит лицензированию, не нуждается в лицензированном администраторе, не подает отчетности о своей деятельности. По существу, он ничем не отличается от обычной компании, кроме того, что может законным образом называться «фондом».
Подобный фонд довольно редко используется в качестве инструмента владения. Более распространено использование по прямому назначению (в качестве инвестиционного инструмента). Вопросы управления решаются на уровне обычного корпоративного законодательства. Конфиденциальность – высокая. Имидж несколько выше имиджа обычной офшорной компании. Стоимость – существенно выше стоимости обычной офшорной компании, ввиду необходимости разработки специального устава и т.п.

5. Инвестиционный фонд под управлением финансовой компании
Создается инвестиционный фонд под управлением лицензированных фондовых управляющих. Выбор фондового управляющего связан со страной его местонахождения: желательно выбрать страну, где достаточно мягко регулируется деятельность фондовых управляющих, чтобы можно было делегировать значительную долю менеджерских функций бенефициарам. Выбор страны регистрации самого фонда решается по согласованию с управляющими. Подобный фонд редко используется в качестве инструмента владения. Более распространено использование по прямому назначению (в качестве инвестиционного инструмента).
Вопросы управления решаются по согласованию с управляющими. Конфиденциальность – высокая. Имидж – средний. Стоимость на порядок выше стоимости «классической» офшорной компании.

6. Инвестиционный фонд под управлением европейского банка
Создается фонд под управлением крупного европейского банка. Выбор страны регистрации самого фонда решается по согласованию с управляющими. Из российской практики известны примеры использования подобных фондов в качестве инструментов владения с высоким имиджем, обычно для крупных объектов недвижимости.
Вопросы управления решаются по согласованию с управляющими. Конфиденциальность – высокая. Имидж – высокий. Стоимость на два порядка выше стоимости «классической» офшорной компании.
Стоимость существенным образом зависит от конфигурации фонда. При создании инвестиционного фонда важнейшую статью расходов составляет оплата услуг менеджера (если таковой имеется), которая определяется по вашей с ним договоренности.

Выводы
Как некоммерческий фонд, так и инвестиционный фонд можно использовать в качестве элемента холдинговой схемы. Основной целью при этом может быть улучшение конфиденциальности, а также имидже вые соображения. Есть целый спектр вариантов, один их которых может быть выбран исходя из соотношения стоимости и создаваемых преимуществ.Вместе с тем следует учитывать, что улучшение конфиденциальности за счет использование фонда (вместо обычной офшорной компании) относительно невелико, а за имидж придется довольно дорого заплатить. Кроме того, использование фонда может создавать проблемы с юридическим контролем над активами.
 
ForInvestДата: Вторник, 02.06.2015, 17:21 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 48
Репутация: 0
Статус: Offline
Создание офшорного инвестиционного фонда.  
Сравнительный анализ некоторых юридикций (Британские Виргинские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, Маврикий)
 

Законодательство многих офшорных юрисдикций предусматривает возможность создания структур (инвестиционных фондов), предназначенных для привлечения и инвестирования средств более или менее широкого круга вкладчиков. 

Деятельность инвестиционного фонда подлежит регулированию со стороны государства его регистрации. К счастью, во многих офшорных зонах это регулирование довольно мягкое и обычно сводится к тому, что фонд должен получить разрешение властей на свою деятельность (для чего необходимо подтвердить документально добропорядочность его учредителей и профессионализм менеджмента) и затем подавать отчетность по установленной законом форме. При этом сама инвестиционная деятельность фонда практически не регулируется, что дает возможность вкладывать средства в самые разнообразные инструменты, в том числе фьючерсы и опционы, в чем инвестиционные фонды на «большой земле» обычно весьма ограничены. Офшорные инвестиционные фонды часто называют, следуя американской терминологии, хеджевыми (hedge fund). Термин связан с тем, что вложения в производные инструменты позволяют компенсировать («хеджировать») риски, связанные с колебаниями курсов валют и т.п. 

Благодаря свободе выбора инвестиционной политики офшорные инвестиционные фонды потенциально способны демонстрировать более высокие результаты, чем «обычные». Пожалуй, абсолютный рекорд принадлежит знаменитому фонду «Квантум» Джорджа Сороса (Нидерландские Антильские острова), который на протяжении своей более чем тридцатилетней истории (1969-2000 гг.) приносил инвесторам в среднем 31% в год. Таким образом, инвестор, изначально вложивший в фонд 100 тысяч долларов, в конце его истории мог бы получить за свои акции более 400 миллионов. Впрочем, большие потенциальные доходы сопряжены, естественно, и с большим риском для инвесторов: в случае коммерческой неудачи, пусть даже не связанной с мошенничеством, можно потерять не только дивиденды, но и основную сумму вклада. 

В прилагаемых таблицах приводятся важнейшие характеристики инвестиционных фондов в четырех юрисдикциях, которые предоставляют относительно мягкие условия для их создания и деятельности. Это Британские Виргинские острова (БВО), Бермудские острова, Каймановы острова, Маврикий. Маврикий – бывшая британская колония, а остальные три юрисдикции и в настоящее время - британские заморские территории (современный политкоррекный термин для обозначения колоний), поэтому законодательство всех их в целом следует британской модели, хотя и с существенными различиями. Здесь будут сделаны общие комментарии, а специфические детали вынесены в таблицы. 

В принципе возможно создание офшорного фонда и в некоторых других юрисдикциях, нее затрагиваемых здесь, в частности, на Гернси или Джерси (Нормандские острова), где регулирование несколько жестче, а также в Ирландии или Люксембурге, где оно, как легко догадаться, еще интенсивнее (хотя и гораздо мягче, чем в основных «неофшорных» юрисдикциях). 

Законодательство различных стран в отношении инвестиционных структур может существенно различаться, в том числе различаются даже их юридически точные названия. Мы будем обобщенно называть все подобные структуры «инвестиционными фондами», хотя на БВО и Каймановых островах они называются «взаимными фондами» (mutual funds), на Бермудах – «коллективными инвестиционными схемами» (collective investment schemes), а на Маврикии – «инвестиционными компаниями» (investment companies). 

Фонд, вообще говоря, может существовать в различных юридических формах. В юрисдикциях общего права это обычно компания (company), или паевой траст (unit trust), или коммандитное товарищество (limited partnership). (Впрочем, на Маврикии фонды создаются только в форме компании.) В случае фонда в форме компании инвестор приобретает ее акции или доли (shares), а руководство фондом осуществляется директорами. В случае фонда в форме траста инвестор передает ему средства в управление, получая право на его паи (units), а фондом управляет доверительный собственник (trustee). В случае фонда в форме коммандитного товарищества инвестор становится коммандитистом (limited partner), а фондом управляет полный партнер (general partner). Впрочем, наиболее распространенной формой офшорного инвестиционного фонда является все же компания, то есть созданное по соответствующему законодательству юридическое лицо с ограниченной ответственностью. На этой форме мы далее и сосредоточимся. 

Типичен вариант, когда такая компания выпускает акции двух классов: обыкновенные (ordinary) голосующие акции без права дивиденда, которые принадлежат учредителям фонда, и привилегированные (preferred) неголосующие акции, предлагаемые инвесторам. Кроме того, для предоставления клиентам возможности инвестирования в различные типы активов может выпускаться несколько классов привилегированных акций. 

Фонды бывают открытые (open-ended) и закрытые (close-ended). В первом случае инвестор в любой момент имеет право забрать свой вклад, а фонд, соответственно, обязан выкупить его долю (акции, паи) по цене, соответствующей текущей стоимости чистых активов фонда. Во втором случае инвестор получает лишь дивиденды, а выкуп доли возможен только по договоренности с фондом. Законодательство некоторых стран (в том числе Каймановых островов) предусматривает только открытые фонды. 

Законодательство о самих компаниях (включая и собственно корпоративное, и налоговое) в различных странах также различается. На БВО компании офшорного типа именуются «компании международного бизнеса» (international business company – IBC), на Каймановых островах и Бермудах – «освобожденные от налога компании» (exempt company), на Маврикии – «компании глобального бизнеса» (global business company). 
Кроме того, в ряде стран (включая Бермуды и Маврикий) несколько лет назад было изобретено и принято законодательство об особого рода компаниях, специально предназначенных для использования в качестве инвестиционных фондов (а также в качестве страховых компаний). На Бермудах они называются «компании с разделенными счетами» (segregated accounts company), а на Маврикии – «компании с защищенными ячейками» (protected cell company), в других странах может использоваться иная терминология. Суть законодательства состоит в том, что компания делится на несколько независимых «ячеек», ответственность каждой из которых ограниченна. Это дает возможность производить инвестиции в различные виды активов в рамках одной компании, причем те вкладчики, которые инвестируют в один из видов активов, защищены от рисков по другим их видам. 

Доходы маврикийской инвестиционной компании подлежат налогообложению по эффективной ставке 3%. Это скорее преимущество, так как в результате фонд имеет возможность пользоваться 26 международными налоговыми соглашениями Маврикия (соглашение с Россией подписано, но не ратифицировано). Остальные рассматриваемые юрисдикции не облагают налогом доходы офшорных фондов и не имеют налоговых соглашений. 

Офшорный характер фонда подразумевает, что и его инвесторы, и объекты его инвестиций, а, возможно, и его менеджмент, находится за пределами страны регистрации фонда. Это, однако, не означает, что его деятельность не подлежит государственному контролю в стране его создания. (Возможно также государственное регулирование по месту нахождения инвесторов и (или) объектов инвестиций, но это – особый вопрос, здесь не рассматривающийся.) 

При этом интенсивность государственного контроля может зависеть от типа фонда. По общему правилу, фонды, привлекающие средства широкой публики, контролируются более тщательно, чем те, которые предназначены для привлечения средств узкого круга профессиональных инвесторов. 

Конкретная классификация, терминология и детали регулирования различных типов фондов существенно различаются по юрисдикциям. На БВО фонды делятся на частные, профессиональные и публичные (private, professional, public), на Каймановых островах – на частные и регулируемые (private, regulated), на Бермудах – на стандартные, институциональные и признанные схемы (standard, institutional, recognized scheme), а на Маврикии нет разделения инвестиционных компаний по категориям. Основные параметры различных типов фондов приведены в таблицах. 

Как у любой компании, у фонда есть директор или совет директоров, принимающий решения стратегического характера. Однако помимо этого фонд обычно имеет специфическую организационную структуру. Она обычно предполагает наличие управляющего или менеджера (manager), администратора (administrator), хранителя (custodian), аудитора (auditor). Ими могут быть как физические, так и юридические лица. Управляющий определяет инвестиционную стратегию фонда и принимает инвестиционные решения. Администратор является регистрационным агентом, ведет реестр акций, осуществляет контакты с акционерами, отвечает за бухгалтерию и вычисляет стоимость чистых активов (net asset value - NAV). Хранитель (банк или брокер) держит активы фонда (которые обычно представляют собой ценные бумаги и денежные средства), осуществляет операции с ними, собирает дивиденды по этим ценным бумагам и предоставляет соответствующую финансовую информацию администратору. Аудитор проверяет бухгалтерию фонда. Может быть предусмотрена должность инвестиционного советника (investment advisor), который дает инвестиционные рекомендации управляющему. Это может быть инициатор создания фонда, он же может входить в совет директоров. Промоутером (promoter) часто называют лицо, занимающееся распространением долей (акций) фонда среди инвесторов, зачастую это сам его создатель (учредитель). 

При создании фонда следует различать его инкорпорацию (то есть, в случае компании, регистрацию как юридического лица) и лицензирование. 
Инкорпорация обычно не составляет труда и занимает не более нескольких дней. После инкорпорации (или параллельно с ней) фонд должен получить в той или иной форме одобрение государства на свою деятельность в качестве инвестиционного института. Эту процедуру мы будем обобщенно называть «лицензированием», хотя в различных странах применяется различная терминология. Так, на БВО фонд проходит относительно несложную процедуру «признания» (recognition) или «регистрации» (registration), а собственно лицензии на свою деятельность не получает. Вся тяжесть лицензирования перенесена на менеджеров и администраторов фонда. На Каймановых островах фонд либо получает лицензию на себя, либо назначает лицензированного менеджера, либо, в определенных законом случаях, может работать и вообще без лицензии. На Бермудах и Маврикии также требуется одобрение властей на деятельность фонда, но оно не оформляется в виде лицензии. 
Так или иначе, для получения одобрения государства на деятельность фонда необходимо предоставить в уполномоченный орган предусмотренные законом сведения и документы. Детали могут различаться, но основная идея везде одна и та же: необходимо продемонстрировать властям, что создатели фонда обладают опытом инвестиционного управления, имеют необходимые ресурсы (людские, финансовые и т.д.) для обеспечения работы фонда, наконец, сами являются респектабельными предпринимателями, которым можно доверить средства вкладчиков. 

Список требуемых документов обычно включает, как минимум, копии паспортов, банковские и профессиональные рекомендации, автобиографии учредителей (бенефициаров), а также менеджеров фонда. Для менеджеров фонда требуется подтверждение их квалификации (иногда – лицензия, либо данной страны, либо другой страны, признаваемой ею). Обычно требуется также представить более или менее детальный бизнес-план работы фонда. 
На практике создание инвестиционного фонда возможно, как правило, в том случае, если его учредители уже занимаются аналогичной деятельностью в стране своего проживания и при этом готовы открыто связать имя своей инвестиционной структуры с вновь создаваемым офшорным фондом. 

В разных странах предъявляются весьма различные требования к «локализации» фонда по месту его регистрации. Так, законы БВО и Каймановых островов допускают вынесение, по сути, всей его содержательной деятельности за пределы самой юрисдикции. А вот на Маврикии, напротив, фонд непременно должен вести существенную часть работы на месте: обязательно назначение местных директоров, секретарей, администраторов, хранителей и аудиторов, с ограниченными возможностями делегирования полномочий. Там же проходят собрания директоров и акционеров фонда (но возможно голосование по доверенности). Все эти требования – своего рода плата за возможность пользоваться налоговыми соглашениями Маврикия. К счастью, инвестиционные решения могут приниматься за пределами Маврикия. Бермуды также предъявляют к фондам некоторые «местные» требования, но менее жесткие (см. таблицу). 

Кроме прочих документов, фонд обычно подает в уполномоченный государственный орган копию своего проспекта (оферты), то есть документа, при помощи которого он предлагает инвесторам свои доли (акции, паи). Форма документа определена законом: он должен содержать определенные данные о фонде, его менеджменте, инвестиционной политике и др. В случае изменений этих данных фонд уведомляет об этом государственный орган. Однако некоторые типы фондов (не публичные) могут по закону освобождаться от обязанности регистрации проспекта. 

По результатам своей деятельности фонд обычно подает государственную отчетность и проходит аудит. Но некоторые (не публичные) типы фондов освобождены и от этой обязанности (подробности см. в таблицах). 
Также в таблицах приведены названия регулирующих органов и важнейших нормативных актов по каждой юрисдикции. 

И в заключение – еще раз о самом главном. Очень важно понимать, что офшорный инвестиционный фонд радикально отличается о «обычной» офшорной компании – его деятельность затрагивает интересы более или менее широкого круга третьих лиц (инвесторов) и потому регулируется государством. Государство требует предоставления полной информации о самом фонде и его создателях и оставляет за собой право решать, допустить его деятельность или нет. Во многих случаях требуется государственная отчетность и аудит. Руководство фонда несет серьезную ответственность по его делам. 
Поэтому регистрация инвестиционного фонда на номинальных лиц (как это часто делается в случае «обычных» офшорных компаний) невозможна. То есть акции могут быть оформлены и на номинальных держателей, но в любом случае требуется информация на реальных владельцев. 

Что касается руководства фонда, это непременно должны быть квалифицированные лица, при необходимости – с соответствующими лицензиями. Конечно, создатели офшорного фонда могут доверить управление фондом профессиональным менеджерам, имеющим все необходимые лицензии в стране местонахождения фонда и (или) за рубежом. Это, кстати, радикально облегчит процедуру лицензирования фонда. Разумеется, услуги инвестиционного управления платные (стоимость выражается, как правило, в процентах от стоимости чистых активов в год). 

При этом не следует полагать, что назначенный таким образом менеджер разрешит учредителям фонда самостоятельно, без его контроля, осуществлять инвестиционную деятельность фонда. Это вполне естественно - менеджер несет полную ответственность, в том числе материальную, по делам фонда, и, прежде всего, перед его вкладчиками, за сохранность и разумное инвестирование средств. 

Таким образом, ключевой вопрос, который необходимо решить при создании фонда – вопрос менеджмента. Если учредитель желает осуществлять менеджмент самостоятельно, он должен предоставить государству, в котором фонд создается, удовлетворительные доказательства своей порядочности и профессиональной пригодности. Если учредитель желает доверить управление фондом профессионалам, он не должен ожидать, что ему «дадут порулить» средствами фонда без наличия очень специальных на то договоренностей. Впрочем, он всегда может оставить за собой пост инвестиционного советника, но юридически такой советник имеет лишь право совещательного голоса. 

Надо иметь в виду, что приводимые в таблицах (мизерные) сроки создания фондов весьма условны, так как предполагают, что вся информация и документы, удовлетворяющие государственные органы, уже собраны и готовы к сдаче. На деле процесс сбора и подачи требуемой документации может происходить в несколько этапов и длиться, в принципе, сколь угодно долго. Это в особенности верно в случае российских учредителей, так как отношение к ним всегда заведомо подозрительное, а российские лицензии на инвестиционное управление на западе не признаются. 

В настоящей работе мы рассматривали лишь вопросы создания самого инвестиционного фонда. В определенных случаях может быть необходимым или желательным также одновременное создание управляющей компании для фонда (management/administrative company). Вопросов ее инкорпорации и лицензирования мы здесь не касались. 
Разумеется, приводимые данные представляют собой лишь самый общий обзор положений законодательства соответствующих стран. При создании фонда необходимо получить профессиональную консультацию в стране его регистрации.
 
Форекс форум трейдеров рынка forex » Финансовые активы » Инвестиции » Как открыть собственный инвестиционный фонд (Всё о фондовом рынке)
Страница 1 из 11
Поиск: